Кому нужно восстановление рыболовного флота в Мурманске?
В 2012 году рыбаки-прибрежники Мурманской области и Карелии выкупили несколько судов типа МРТК (малый рыболовный траулер), стоявших практически брошенными в отстое или уже на металлоразделке. Сейчас идет интенсивное восстановление и ремонт этих траулеров. Объемы инвестиций оцениваются в несколько десятков миллионов рублей. Вот названия некоторых кораблей: Белла, Океан, Норд-Кап.
В магазинах страны не хватает свежей рыбы
Все эти суда должны будут поставлять на береговые перерабатывающие предприятия охлажденную рыбу. В Росрыболовстве считают, что отечественный рыбный рынок испытывает дефицит данной продукции. С советских времен населению поставляют 55 процентов мороженой рыбы и только 15 свежей и охлажденной. Во всем мире наоборот. (Остальное различные консервы и пресервы). Но структура потребления постепенно меняется в пользу свежей рыбы. Российский потребитель уже не хочет есть рыбу, которую сначала несколько месяцев возили по морю, а потом еще хранили на складах.
По данным Комитета по ветеринарии и охране животного мира Мурманской области в 2011 году в порт Мурманск было доставлено более 26 тысяч тонн охлажденной рыбопродукции донных видов (треска, пикша и другие). Основная её часть отпускается рыбофабрикам по системе товарного кредита. Так прибрежники еще и стимулируют экономику региона.
— Это большие цифры, во второй половине 90-х и начале двухтысячных такого не было, — говорит руководитель одного из рыбодобывающих предприятий Сергей Махотин. – Итоги прошлого года еще не подведены, но уже можно говорить о 40 тысячах тонн вылова, привезенного в порт Мурманск в охлажденном виде.
Он объясняет это тем, что сейчас 40 судов Северного бассейна (сюда входят также Карелия, Архангельская область и Ненецкий автономный округ), которые поставляют свежую рыбу, базируются в незамерзающем порту Мурманске. Здесь они могут рыбачить круглый год и сдавать уловы на береговые фабрики.
Если всю доставленную прибрежными судами в 2011 году охлажденную рыбу перевести в денежное выражение по средним ценам, то получится 2 миллиарда 300 миллионов рублей. Поставляя рыбу в Мурманск, рыбаки также пользуются услугами портовых обслуживающих и снабженческих предприятий. В общей сложности прибрежники Северного бассейна только в 2011 году дали городу Мурманску денежный оборот более 3-х миллиардов рублей. Один рыбак дает работу семи смежникам на берегу, но в том порту, куда привозит рыбу.
Новый долгострой или старый передел?
Рыбаков часто укоряют, что они не хотят строить суда в России, а предпочитают приобретать их за границей и чаще не новые.
– Самое скромное новое суденышко длиной 22-24 метра с экипажем 12 человек – малый рыболовный траулер или МРТК, в просторечии «мартышка», стоит 35 млн руб. Деньги немалые. Не случайно, до последнего времени российские рыболовецкие компании скупали в Европе сэконд-хэнд, — рассказал в интервью Российской газете (номер за 19. 09.2012 г.) руководитель Росрыболовства Андрей Крайний.
По данным рыбаков строительство такого траулера в России стоит уже дороже, более 60 миллионов рублей.
В нашем случае предприниматели решили восстанавливать корабли, построенные в России, но не эксплуатируемые владельцами по разным причинам. Если заказывать новое судно, его придется ждать года два. И нет гарантий, что завод выполнит работы в срок.
— Наличие контракта на постройку корабля не гарантирует, что он будет выполнен полностью, — отмечает директор компании осуществляющей вспомогательную деятельность морского транспорта Юрий Тимохин.
Восстановительный ремонт рыбаки планируют завершить за 6-9 месяцев, и обойдется такой проект в несколько раз дешевле нового корабля.
— Мы рассчитываем уже в этом году снарядить судно на промысел, — подчеркивает Сергей Махотин, купивший Норд-Кап.
Поддержка увеличением квот
Такая активность объясняется просто. В 2011 году было принято решение о пропорциональном распределении между пользователями квот на вылов трески в Баренцевом море. На 2012 год прибрежную квоту увеличили с 21 тысячи тонн до 23 тысяч. Статистика последних лет показывает, что все выделяемые ресурсы осваивались полностью.
Неудивительно, что в этом году рыбаки-прибрежники ожидали увеличения квот на треску еще на 6-7 тысяч тонн. Её запасы достигли исторического максимума. Общий допустимый улов для России и Норвегии определен в 1 миллион тонн, такого никогда ранее не было. Чем больше рыбы государство разрешает ловить рыбакам, тем больше средств они вкладывают в судоремонт и модернизацию. Вот они и скупили эти корабли, чтобы восстановить и загрузить работой.
Смещение приоритетов
Но на 2013 год было решено наоборот, снизить прибрежную долю. В 2008 году российская национальная квота на вылов трески в Баренцевом море была около 180 тысяч тонн, из них прибрежная — 21 тысяча или 11,7 процентов. В 2013 году эти показатели составили соответственно – 428 тысяч тонн и 21 тысяча или уже 4,9 процентов от общего объема.
— Разный подход в распределении квот вызывает у нас озабоченность, — говорит руководитель компании, производящей орудия лова, Евгений Коршунов, — наша работа связана не только с предприятиями океанического промысла, но и с прибрежниками. Настораживает тенденция того, что при увеличении промышленной квоты за последние 4-5 лет в два раза, стал больше и экспорт трески за рубеж, а количество судов океанического лова, заходящих в порт Мурманск, продолжает сокращаться.
Генеральный директор Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб считает, что «сегодня 70 процентов российских тресковых ресурсов поставляется для Оушен Тролерз – компании, зарегистрированной в Гонконге».
— Остается надеяться на остаток неиспользованных квот третьих стран, который обещают дать в сентябре. Но какой он будет, никто не знает. Непонятно, почему тем, кто везет рыбу в Россию, квоты выделяют по остаточному принципу, а в первую очередь экспортерам, которые в Мурманск даже не заходят? – удивляется Сергей Махотин.