Пояснительная записка к законопроекту ужесточающему наказание за браконьерство
Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 3.5 и 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
Проект федерального закона разработан в целях усиления административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Ужесточение наказания за пользование водными биологическими ресурсами необходимо, так как на сегодняшний день штрафные санкции за незаконную добычу (вылов) водных биоресурсов во внутренних водных объектах, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), а также санкции, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ) остаются крайне низкими и не отвечают требованиям соразмерности наказания совершенному правонарушению. Размеры штрафов, установленные КоАП РФ, за незаконную добычу (вылов) водных биоресурсов во внутренних водных объектах не изменялись с 2007 года, т.е. более пяти лет.
Как показывает практика, правонарушения в области рыболовства все более приобретают характер организованной преступной деятельности, осуществляемой в промышленных масштабах с применением современных орудий промысла и других технических средств, и являются правонарушениями, совершаемыми в сфере пользования водными биологическими ресурсами.
В распоряжении браконьеров имеются транспортные средства, в том числе плавсредства, позволяющие быстро достигать района лова и уходить от преследования. При осуществлении незаконного промысла применяются приборы спутниковой навигации, безошибочно определяющие место установки сетей, приборы ночного видения и другие технические средства.
В связи с тем, что правонарушения, связанные с незаконной добычей водных биоресурсов, являются лишь начальным звеном преступной цепи, связанной с незаконной переработкой и оборотом водных биоресурсов, легализацией денежных средств, полученных преступным путем, укрытием доходов от уплаты налогов и других обязательных платежей, контрабандой стратегического сырья, невозвратом денежных средств в иностранной валюте и т.д, незаконная добыча водных биоресурсов представляет высокую степень общественной опасности как по характеру деяния, так и по степени опасности последствий, наносит значительный ущерб государству, а в Дальневосточных субъектах Российской Федерации является наиболее распространенным преступлением в сфере экономики.
При этом указанные деяния согласно УК РФ относятся к преступлениям небольшой тяжести. Так, максимальное наказание по преступлениям, возбужденным по фактам незаконной добычи водных биологических ресурсов, предусматривает лишение свободы на срок до двух лет, а при причинении крупного ущерба одним правонарушителем санкция части 1 ст. 256 УК РФ не предусматривает лишение свободы.
Кроме того, санкция части 1 статьи 256 УК РФ, которая предусматривает перечень наказаний, не связанных с лишением свободы (штраф, исправительные работы, арест). На практике возникает парадоксальная ситуация, заключающаяся в том, что для назначения наказания в виде лишения свободы достаточно того, чтобы два и более браконьера совершили преступление по предварительному сговору, т.е. группой лиц, добыли даже незначительное количество водных биологических ресурсов. Вместе с тем, если согласно санкции части 1 статьи 256 УК РФ в действиях браконьеров будут усмотрены все квалифицирующие признаки этой части (к примеру, применение мощной взрывчатки или ядовитых веществ, которое принесет ущерб на сотни миллионов рублей и др.), им не может быть назначена мера наказания в виде лишения свободы, а только лишь штраф или исправительные работы. Причем за повторные аналогичные деяния санкция указанной статьи не позволяет правоприменителям назначать более суровое наказание.
При этом преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 256 УК РФ, представляют значительно более высокую степень общественной опасности по сравнению с той, которая дана в санкции в указанной части. Это объясняется не только причиняемым ими значительным ущербом экологии и экономике страны, но и особо квалифицирующими признаками состава преступления, указанными в диспозиции данной статьи: совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
В 2011 году законодателем в УК РФ введена статья 226.1 УК РФ, определяющая ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза, в том числе стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере.
В целях реализации указанной статьи УК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 № 923 был утвержден Перечень стратегически важных товаров и ресурсов, в который были включены водные биоресурсы: рыба, ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные.
В ст. 226.1 УК РФ предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
Так, в ст. 226.1 УК РФ закреплено, что указанное деяние, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, а совершение указанных деяний организованной группой, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Включив водные биологические ресурсы в перечень стратегических ресурсов и установив указанные наказания, законодатель отнес данные преступления к категории тяжких и особо тяжких преступлений.
Таким образом, законодатель определил высокую значимость водных биологических ресурсов для Российской Федерации.
Кроме того, преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 256 УК РФ, относятся к коррупционным, что также предполагает необходимость ужесточения наказания.
Ужесточение административных санкций части 2 ст. 8.37 КоАП РФ как в отношении граждан, так и в отношении должностных и юридических лиц, осуществляющих добычу водных биологических ресурсов, позволит изменить в лучшую сторону ситуацию в сфере охраны водных биологических ресурсов и предупредить совершение правонарушений в этой области.
Вводимые меры позволят повысить эффективность противодействия преступлениям, характеризующимся наибольшей степенью общественной опасности и размерами причиняемого ущерба, преступным посягательствам в сфере пользования водными биологическими ресурсами в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов, и обеспечить решение стратегических задач в области экологической, продовольственной и экономической безопасности нашего государства.
В долгосрочной перспективе принятие указанного проекта федерального закона, а также его реализация позволит снизить масштабы незаконного вылова водных биологических ресурсов, будет опосредованно способствовать повышению эффективности деятельности предприятий и организаций российского рыбохозяйственного комплекса, улучшить социально-экономическую ситуацию в Дальневосточных субъектах Российской Федерации.
Председатель
Сахалинской областной Думы В.И.Ефремов
С проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 3.5 и 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» можно ознакомиться здесь >>>