Заключение правового управления Госдумы на закон о любительской рыбалке
По поручению Совета Государственной Думы от 21 января 2013 года (протокол № 73, пункт 49)
Заключение Правового управления
по проекту федерального закона № 200303-6 «О любительском рыболовстве», внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Рассмотрев представленный законопроект, сообщаем следующее. Согласно статье 2 законопроекта под объектами зарыбления понимаются водные биоресурсы, добытые (выловленные) при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства, и (или) объекты аквакультуры, вселенные в водные объекты в целях последующей добычи (вылова) физическими лицами при осуществлении любительского рыболовства. В связи с этим отмечаем, что в соответствии с положениями Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон) промышленное рыболовство является разновидностью рыболовства, т.е. деятельностью по изъятию водных биоресурсов из среды их обитания. Промышленное рыболовство преследует определенные цели: систематическое извлечение прибыли от вылова и реализации водных биоресурсов лицами, зарегистрированными в этом качестве, каковыми являются российские физические или юридические лица на судах рыбопромыслового флота; иностранные лица; иностранные лица в случаях, специально установленных международными договорами. Целью прибрежного рыболовства является доставка уловов свежих и охлажденных водных биологических ресурсов для переработки или реализации на территории Российской Федерации. Прибрежное рыболовство является видом промышленного рыболовства и осуществляется во внутренних морских водах, на территориальном море Российской Федерации; на континентальном шельфе Российской Федерации; в исключительной экономической зоне. С учетом изложенного, предлагаемое определение объектов зарыбления нуждается в дополнительном обсуждении.
Статьей 4 законопроекта определено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения в области любительского рыболовства, осуществляемого во внутренних водах Российской Федерации, в том числе внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации. Обращаем внимание, что согласно статье 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море. Статья 7 законопроекта определяет права собственности на водные биоресурсы и объекты зарыбления. Вместе с тем согласно определению, данному в статье 2 законопроекта под объектами зарыбления понимаются водные биоресурсы.
С учетом содержания статьи 9 законопроекта наименование статьи следует изложить следующим образом: «ограничения и запрет любительского рыболовства».
Обращаем внимание на внутреннюю несогласованность частей 1 и 2 статьи 10 законопроекта. Так, согласно части 1 статьи 10 федеральный орган исполнительной власти устанавливает правила любительского рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна, вместе с тем частью 2 закреплено право органа субъекта Российской Федерации утверждать правила любительского рыболовства на водных объектах рыбохозяйственного значения, полностью расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации. Полагаем необходимым уточнить, о каких водных объектах идет речь, поскольку согласно статье 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, которые находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица.
Согласно части 1 статьи 11 законопроекта официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, предусматривающие добычу (вылов) объектов любительского рыболовства, проводятся в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте. Обращаем внимание, что согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» под физкультурными мероприятиями понимаются организованные занятия граждан физической культурой, под которой в свою очередь понимается часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (см, п.п. 29 и 26 статьи 2 указанного Федерального закона). В связи с этим в дополнительном обсуждении нуждается правомерность отнесения к физкультурным мероприятиям добычи (вылова) объектов любительского рыболовства. Полагаем, что в данном случае речь может идти только о соответствующих спортивных мероприятиях.
В случае учета указанного замечания необходимо также уточнить понятие «любительское рыболовство» в пункте 1 статьи 2 законопроекта.
В отношении части 1 статьи 12 законопроекта обращаем внимание на возможность учета в ее положениях Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части определения круга лиц, правомочных являться заявителями на получение государственной услуги и возможности получения заявителем государственной услуги в электронном виде или через многофункциональный центр.
В части 6 статьи 14 законопроекта используются различные формулировки: «высший исполнительный государственный орган власти субъекта Российской Федерации» и «высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации». Обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» используется формулировка «высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации».
По нашему мнению, используемые в проекте федерального закона условные наименования федеральных органов власти «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области рыболовства», «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области физической культуры и спорта» требуют приведения в соответствие с функциональной компетенцией, определенной в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по рыболовству, с Положением о Министерстве спорта Российской Федерации. Также полагаем необходимым уточнить формулировку «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области охраны окружающей среды» (часть 4 статьи 8 законопроекта).
Полагаем, что положения части 3 статьи 21 законопроекта нуждаются в соотнесении с положениями Закона о правилах досрочного расторжения договора о предоставлении рыбопромыслового участка (см. статью 35.5 Закона).
В статье 24 законопроекта предлагается внести изменения в главу 251 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), предусматривающие установление сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, добываемых (вылавливаемых) по именным разрешениям рыболова.
Обращаем внимание, что в проектируемом сборе не определен такой его элемент, как порядок и сроки уплаты сбора. Кроме того, не определены порядок зачисления рассматриваемого сбора, порядок представления сведений органами, выдающими разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов при осуществлении любительского рыболовства, а также порядок представления сведений организациями и индивидуальными предпринимателями. Отсутствие данных положений может привести к невозможности проведения налогового администрирования.
Учитывая структуру статьи 3331 НК РФ, в которой при определении плательщиков сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется территория, на которой осуществляется пользование рассматриваемыми объектами, предлагаем в пункте 1 статьи 24 законопроекта определить территорию, на которой будет осуществляться добыча (вылов) водных биологических ресурсов в целях любительского рыболовства по именным разрешениям рыболова.
Проектируемые изменения в главу 251 НК РФ, по нашему мнению, требуется согласовать с изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации, согласно которым рассматриваемый сбор будет взиматься за пользование находящимися в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности объектов водных биологических ресурсов.
В пункте 4 статьи 24 законопроекта предлагается установить государственную пошлину за выдачу именного разрешения рыболова на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 12 законопроекта именное разрешение рыболова выдается физическим лицам федеральным органом исполнительной власти, юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, за выдачу которого, согласно вносимым статьей 24 законопроекта изменениям в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, взимается сбор. В связи с этим обращаем внимание на сформулированное в пункте 2 статьи 8 НК РФ понятие сбора, под которым понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, законопроектом предусматривается возможность совершать юридически значимые действия лицами, не наделенными такими полномочиями.
Предложенный в статье 27 законопроекта порядок вступления в силу проектируемых изменений в НК РФ требуется привести в соответствие со статьей 5 НК РФ, согласно которой акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
В части юридико-технического оформления законопроекта обращаем внимание, что законодательный акт, устанавливающий новое правовое регулирование, не должен содержать статей о внесении изменений в отдельные законодательные акты. В связи с этим статьи о внесении изменений в отдельные законодательные акты (статьи 22 — 26) из законопроекта необходимо исключить и оформить самостоятельным законопроектом. В случае, если данное замечание не будет принято, то наименование данного законопроекта необходимо дополнить словами «и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Иные замечания по юридико-техническому оформлению законопроекта прилагаются.
Начальник управления М.Н. Ласточкина