В последние годы в мировом сообществе все больше внимания уделяется Арктике. Не остаются в стороне политики, добывающие ресурсы компании, общественные организации и экологи. Защитников природы беспокоит активизация хозяйственной деятельности в северных морях, особенно планы по добыче нефти и газа.
Общее море
Баренцево море является пограничным для России и Норвегии. Обе страны ведут активную хозяйственную деятельность в этом регионе, внося свой вклад в загрязнение одного из самых чистых морей.
В рамках международного права, выделяют следующие источники загрязнения морской среды: наземные источники и мероприятия; доставка морским транспортом и другими видами деятельности, такими как рыболовство и аквакультура; захоронения; деятельность на морском дне, как вблизи, так и на море; атмосферные источники.
Основными причинами всех экологических проблем Арктики экологи выделяют хозяйственное освоение региона и развитие промышленности. Арктика страдает не только от нефти, но также от загрязнения тяжелыми металлами, стойкими органическими загрязнителями и радиоактивными веществами.
В качестве основного источника антропогенных углеводородов в Баренцевом море исследователи отмечают воды Атлантического океана, поступающие через западные границы моря со стороны промышленно развитых районов Европы, США, районов добычи нефти и активного судоходства. «Баренцево море является, так называемой, разгрузочной зоной для различных антропогенных соединений», — говорится в докладе по Арктике Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) 2010 года.
С берега основными источниками поступления загрязнений в Баренцево море являются Тана-Фьёрд, Варангер-Фьёрд, губа Печенга, Мотовский залив, Кольский залив. Наибольшие показатели загрязнений приходятся на Кольский залив.
Так, согласно Обзору состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2012 год Росгидромета уровень загрязнения вод залива нефтяные углеводородами (НУ) в районе торгового порта города Мурманска остается очень высоким, хотя и стабилизировался в последние годы в районе 2-5 предельно-допустимых концентраций (ПДК) в среднем. При этом на остальной части акватории залива этот показатель не превысил 1 ПДК. Основными загрязняющими веществам остаются также железо и медь, очень высокий уровень содержания в воде пестицидов, аммонийного азота, марганца.
Наибольшее загрязнение вод Кольского залива в районе Мурманска. Превышение нормативного уровня максимальными значениями концентрации отмечено для железа (11,6 ПДК), марганца (3,8 ПДК), меди (4,9 ПДК), свинца (1,8 ПДК) и цинка (2,0 ПДК).
Транспортировка нефтепродуктов
Большую опасность загрязнения вод Баренцева моря нефтепродуктами несут терминалы по их перегрузке. Это Варандейский терминал, Приразломное месторождение, терминал на острове Колгуев, порт Индига, Териберка, терминалы в Мурманске и Кольском заливе, Печенгская губа, терминал в Бёкфьорде возле Киркенеса и порт Вадсё, терминал в Сарнесфьорде возле Нордкапа, Квалсунд, острова Мелкёйа и Сёрёйа возле Хаммерфеста в западном Финнмарке и месторождение Голиаф в Баренцевом море. Также много вопросов вызывают планы по добыче нефти на шельфе Баренцева моря и безопасности этой деятельности.
При этом в докладе по Арктике ЮНЕП 2010 года отмечено, что в настоящее время нет единого мнения по оценке влияния нефтяных загрязняющих веществ на экосистемы арктических морей.
«Попадая в водную среду естественных водоемов нефть и нефтепродукты подвергаются различным физико-химическим и биогеохимическим процессам. Важнейшие из них: испарение, эмульгирование, растворение, окисление, образование агрегатов, седиментация, биодеградация, включающей микробное разрушение и ассимиляцию планктонными и бентосными организмами», — подчеркивается в докладе.
Вероятность катастрофических аварий при разработке месторождений с разливом более 5 тысяч тонн нефти составляет около 10-3/год, то есть примерно одному катастрофическому разливу за 1000 лет. Наибольший риск аварий в морях Западной Арктики связывают с уже осуществляемыми и планируемыми танкерными перевозками нефти.
Радиационный уровень
По данным ученых Мурманского морского биологического института в начале XXI века сохраняется тенденция снижения радиационного уровня. В местах базирования атомного флота и на старых атомных полигонах ощущается слабая эмиссия искусственных радионуклидов, но она не опасна.
Биологические загрязнения
С увеличением танкерных перевозок нефтепродуктов через арктические воды стал больше объем балластных вод. Водный балласт одного судна содержит до 85 миллионов экземпляров чужеродных личинок. Яркий пример вселенцев в Баренцевом море – краб-стригун. «Для защиты от вселенцев необходим вневедомственный контроль балластных вод», — отмечают в своем докладе «Влияние климата и антропогенных факторов на морские экосистемы Арктики» академик Геннадий Матишов с соавторами.
Биологическим антропогенным воздействием можно считать вселение в середине прошлого века в воды Баренцева моря горбуши и камчатского краба. Не смотря на повсеместное распространение краба жители российского побережья не имеют возможности вести его промысел.
Выращивание лососевых рыб на садковых фермах Баренцева моря имеет большое экономическое значение для Норвегии и России. Но с аквакультурой также связано загрязнение органикой прибрежных вод. Еще одно негативное последствие от марикультуры – беженцы. Модифицированная рыба вступает в конкуренцию с диким лососем.
Горная промышленность
Горно-металлургическая промышленность России и Норвегии также вносит свой вклад в поступление загрязняющих веществ в воды Баренцева моря. На российской стороне промышленные предприятия Печенгского района выбрасывают в атмосферу диоксид серы, оксид углерода, пыль, тяжелые металлы (медь, никель, кобальт). Сточные воды с загрязняющими веществами попадают в Баренцево море через реки Патсойоки и Печенга.
Норвежские горнопромышленники осуществляют захоронение отходов в прибрежной части моря и в бассейнах рек. Руководитель рабочей группы Норвежских горнопромышленников по хранению отходов Руар Сандой считает, что для речной рыбы негативных последствий нет. Морская рыба возможно страдает, зависит это от мест расположения захоронений относительно течений и скоплений рыб.
Местные экологи обеспокоены тем, что никаких исследований о влиянии используемых на производстве веществ и накоплении их в организмах рыб не производится.
На границе с Россией в Сёр-Варангере, где добывают железную руду, на производстве используется 130 миллионов тон воды в год. Для её очистки и повторного использования применяется 60 тонн химикатов. Считается, что никакого воздействия на окружающую эти вещества не оказывают.
Норвежские горнопромышленники планируют осуществлять захоронения отходов производства на глубоководных участках моря. Последствия и риски оцениваются пока на уровне догадок. Руар Сандой предполагает, что рыба в море не пострадает, так как захоронения будут гораздо глубже ареала её обитания. «Есть большая вероятность, что при хранении в море отвальных пород на дне ничего не будет расти. Также существует проблема распространения в воде вредных веществ и химикатов при большой их концентрации. Но в Норвежских месторождениях их нет», — считает Руар Сандой, представитель горной промышленности.
Ожидать снижения активности деятельности человека в Арктике и Баренцевом море не приходится. Остается надеяться, что законодатели, ученые, экологи России и Норвегии установят для всех отраслей, ведущих хозяйственную деятельность, требования, которые позволят снизить число источников загрязнений Баренцева моря.