Рыбная отрасль с точки зрения Федеральной антимонопольной службы

Отсутствие конкуренции и монополизация рынка, по мнению чиновников, стали результатом введения «исторического принципа» распределения квот.

Противоречия и коллизии при предоставлении прав на осуществление рыболовства

1. Приобретение прав на осуществление рыболовства осуществляется в 2 этапа, в том числе по результатам проведения 2-х конкурентных процедур (возникает коллизия: в случае победы хозяйствующего субъекта в одной конкурентной процедуре и проигрыша в другой).

2. Правоотношения, закрепленные в 2-х договорах, позволяющих осуществлять рыболовство, имеют разные сроки действия:

— Срок предоставлении рыбопромыслового участка до 20-25 лет;

— Срок закрепления долей квот -10 лет;

— Срок пользования водными биологическими ресурсами (ВБР) — 1 год.

3. Правоотношения, закрепленные в 2-х договорах, позволяющие осуществлять рыболовство, предоставляют разные объемы прав, связанных с географическими границами осуществления рыболовства:

— Квота предоставляет право на вылов ВБР на всей промысловой зоне (подзоне);

— Рыбопромысловый участок предоставляет право на вылов ВБР только в границах такого участка.

4. Количество участников на рынке зависит от действий субъекта РФ, выраженных в формировании (или не формировании) рыбопромысловых участков или в формировании таких участков в определенном количестве (порядок формирования участков непрозрачен (отсутствуют требования к размерам участков)

5. Разные условия входа на рынок:

— Одни хозяйствующие субъекты получают право на добычу ВБР — БЕСПЛАТНО по «историческому принципу»;

— Другие хозяйствующие субъекты право на добычу ВБР — ПОКУПАЮТ на аукционе.

Добыча водных биологических ресурсов (ВБР) на зафрахтованном судне

ПРОБЛЕМА :

Весь вылов ВБР на основании закрепленных долей квот (в том числе на основании разрешенной добычи договором пользования ВБР) осуществляется в основном рыбопромысловыми судами арендованными квотодержателями на 1 год. На основании таких договоров можно ловить все, что угодно, обезопасив себя множеством договорных отношений. В результате это приводит к невозможности осуществления контроля государством за реальным освоением квот хозяйствующими субъектами во время таких тайм-чартеров (следствием чего является, в том числе незаконный, несообщаемый и нерегулируемый рыбный промысел (ННН-промысел)), а также к порождению картельных сговоров, запрещенных Законом «О защите конкуренции».

РЕШЕНИЕ:

Необходимо запретить квотодержателям осуществлять вылов ВБР на арендованных судах, обремененных обязательствами с другими хозяйствующими субъектами.

Результат исторического принципа

1. «Исторический принцип» — отсутствие конкуренции

2. Рынок практически монополизирован

3. Отсутствие инвестиций в рыбную отрасль и переработку на территории России

4. Дробление квот при реорганизации и покупке, как следствие, проблемы контроля за фактическим выловом (у хозяйствующего субъекта с Федеральным агентством по рыболовству заключено около 4-5 договоров на закрепление нескольких долей одной и той же квоты, что приводит к получению хозяйствующим субъектом 4-5 разрешений на вылов одного и того же вида водных биологических ресурсов ВБР)

5. При передаче квоты не передаются имущественные права на рыбопромысловые суда и рыбопромысловые участки (основные условия для осуществления рыболовства)

6. Уже сегодня ВБР вылавливают не те хозяйствующие субъекты, которым была выделена квота в 2008 году по «Историческому принципу»

Что специалисты ФАС предлагают предпринять для развития рыбной отрасли?

Распределение прав на осуществление рыболовства в 1 этап, путем проведения конкурентных процедур.

Ликвидация «Исторического принципа» и запрет на предоставление преимущественного права на получение квот на новый срок.

Ликвидация статьи 57 Закона о рыболовстве и распределение квот в зонах где снят запрет на вылов ВБР через аукционы.

Ликвидация перехода права путем отчуждения квот на аукционе.

Установить переход права на добычу ВБР путем универсального правопреемства аналогичный ст.17.1. Закона о недрах.

Закрепить в договоре о пользовании рыбопромысловым участком, заключенном по результатом торгов, обязанность по осуществлению переработки выловленного ВБР на заявленных мощностях.

Запретить осуществлять рыболовство на рыбопромысловых судах, обремененных обязательствами с другими хозяйствующими субъектами.

Закрепить обязанность по реализации добытого ВБР на электронных площадках — Торговых биржах.

Все доходы от реализации прав на осуществление рыболовства распределяются 50% / 50% между Федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ (Муниципалитета).

Источник: Презентация Федеральной антимонопольной службы О развитии конкуренции в рыбохозяйственном комплексе страны.

Pin It on Pinterest