Полнейший антагонизм в системе безопасности мореплавания

Причины гибели рыбаков траулера «Капитан Сулимов» обсудили в Санкт-Петербурге.

На Международном рыбопромышленном форуме с участием заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству Петра Савчука прошел круглый стол по вопросам безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота.

Неутешительная статистика

На Северном рыбохозяйственном бассейне за 8 месяцев 2017 года произошло 18 аварийных случаев. Погибли восемь членов экипажей рыболовных судов.
На Западном и Азово-Черноморском рыбохозяйственных бассейнов в 2017 году затонули два маломерных рыболовных судна погибли 5 членов экипажей.

— Аварийность на сегодняшний день очень высокая на сентябрь месяц 13 погибших членов экипажей. Все аварии которые происходят это человеческий фактор и полнейший антагонизм в системе безопасности мореплавания, — сообщил начальник ФГБУ «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» Анатолий Леонтьев.

— Сохранение человеческой жизни и окружающей природной среды всегда должны являться наивысшими приоритетами в любых виды хозяйственной деятельности
Процесс добычи водных биоресурсов всегда связан с повышенными рисками, — начал свой доклад на тему «Очень серьезные аварии на рыболовных судах в 2017 году причины последствия и меры по предотвращению» представитель ФГБУ «Северный ЭО АСР» Константин Плиско.

Смерть от удушения

В начале июля 2017 года принадлежащий ООО «Робинзон» траулер МК-0255 «Капитан Сулимов» направился к месту промысла.
13 июля 2017 года в 11:00 капитан направил в помещение РМУ (рыбо-мукомольная установка), где накануне было обнаружено задымление, аварийную партию в составе старпома и матроса. Капитан и ещё один матрос находились перед трапом ведущим к помещению РМУ, без дыхательных аппаратов.

При открытии двери в помещение РМУ пошел не сильный дым голубовато-сероватого оттенка. Аварийная партия начала пролив помещения из пожарных рукавов. Пожарный рукав зацепился обо что-то. Чтобы поправить рукав, матрос, который был в паре с капитаном, спустился на площадку перед РМУ и упал.

Капитан попытался помочь, но из-за удушения не смог. Выбрался на рыбную фабрику, сказал находившимся там людям, что нужна помощь матросу и потерял сознание. Далее ещё три члена экипажа задохнулись у входа в помещение РМУ один за другим, пытаясь помочь своим товарищам. У них также не было дыхательных изолирующих аппаратов. Самому младшего погибшему члену экипажа было 19 лет.

Свидетельсва очевидцев

Из объяснительной буфетчицы:
«Вижу молодой парнишка катается по палубе и его рвёт… С левого борта выходит человек и валится на трал… Вижу лежит капитан и кричит там люди умирают спасайте… Прибежал доктор… Вынесли первого… Доктор стал делать ему искусственное дыхание… Сделал укол… Но он был уже мертв… Внесли второго мальчишку… Прямой массаж сердца, но у него пошла розовая пена через нос… Он был бледным и холодным и уже мертв. Я вытерла ему пену с лица и закрыла глаза… Вынесли третьего… Два укола в сердце… К сожалению он уже был мертв… Вынесли старшего мастера добычи… У него на лице были трупные пятна… Капитан… кричал… качайте, спасаете, потом ему стало плохо… Мне матрос помогал вскрывать ампулы, потому как уже руки болели и тряслись от потрясений… В 12:30… собрала мусор… ушла с промпалубы».

Причины

По предварительной оценке специалистов Северного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ у серьезной аварии на рыболовном судне «Капитан Сулимов» несколько причин.

Загрузка гофротары в помещении РМУ, которое не приспособлено для хранения. Согласно требованиям правил пожарной безопасности помещения, где разрешается перевозить и хранить гофротару, должны быть оборудованы средствами объемного пожаротушения или могут быть быстро затоплены. Также был нарушен и внутренний приказ по судну о противопожарном режиме.

Капитан судна не выполнил требования положения о расследовании аварий или инцидентов на море и сообщил об аварийном случае спустя более полутора суток после обнаружения пожара 13 июля 2017 года в 16:15 по московскому времени, когда на судне уже погибли четыре члена экипажа.

Капитан судна не выполнил требования СУБ (система управления безопасностью) компании в части оповещения об аварийном случае, а также в части организации и руководства действиями экипажа в аварийных ситуациях. Вместо руководства капитан лично находился рядом с очагом возгорания и едва не погиб без дыхательного аппарата.

Капитан не выполнил требования Наставлений по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судна, которые требуют учитывать при тушении пожара возникновение угрозы отравления людей газами и возможность проникновения ядовитых и отравляющих газов в соседнее помещение.

Недостаточный контроль подготовки судна в рейс со стороны ответственных лиц ООО «Робинзон» и уполномоченных органов, осуществляющих оформление выхода в море. В ходе опроса экипажа экспертами МКУБ выяснено, что гофротара была загружена на судно, в том числе в помещение РМУ за 5 дней до выхода в море. Однако никто этого не выявил и не потребовал устранить нарушение условий хранения. Негласно члены экипажа сообщили что гофротара, которая является легковоспламеняющимся опасным грузом 4 класса, хранилась даже в свободных каютах.

Возгорание гофротары, предположительно, произошло из-за короткого замыкания в помещении РМУ или из-за соприкосновения картонной тары с сильно нагретым плафоном освещения.

Последствия аварии

От отравления угарным газом погибли четыре члена экипажа — старший мастер добычи 1963 года рождения и три матроса 1956, 1989 и 1998 годов рождения. Выгорели силовые кабели идущие в румпельное отделение. Испорчено большое количество гофротары. До устранения последствий пожара был приостановлен класс регистра.

На втором судне ООО «Робинзон» «Механик Сергей Агапов», которое отозвали с промысла, было проведено дополнительно освидетельствование.
Компания понесла большие материальные убытки из-за простоя судов, ремонта, дополнительных освидетельствований и т. д.

По факту гибели людей на судне «Капитан Сулимов» Мурманским следственным отделом на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления предусмотренного частью 3 статьи 143 УК РФ нарушение требований охраны труда. В настоящее время ведется следствие.

Pin It on Pinterest