Депутаты и чиновники о рыбной отрасли России

Хотел бы сказать, что это, безусловно, мысленно не приходило в голову самим рыбакам, но часть уже статей изменена, одна статья осталась, я так понимаю, в первом чтении приняли, и именно это заседание, в том числе, и стимулировало и сегодняшнюю встречу, сегодняшние слушания.

Значит, почему рыбаки, никогда им в голову не приходила такая мысль? По очень простой причине: потому что существуют экономические и санитарно-эпидемиологические причины. Существуют сроки хранения, самый длительный срок там в определенный квартал – это 12 дней. Да и, кроме того, ещё со времен Советского Союза свежеохлажденное рыболовство, так скажем, вообще не являлось никогда основой в массовом производстве пищевой рыбной продукции в силу того, что у нас огромные расстояния и до районов промысла, и в самой стране на рынках потребления.

Давайте вот посмотрим, как это… Я сейчас не утверждаю, что будет хорошо, плохо, жизнь все равно продолжится, хоть так будет, хоть эдак, но давайте посмотрим, что из этого получится у нас на Севере в четырех субъектах наших – Архангельская, Мурманская области, Ненецкий автономный округ и Республика Карелия.

Вот прибрежное судно выходит на промысел в традиционные районы промысла трески и пикши, в Баренцево море. Предприятия всех четырех субъектов, кто работает в прибрежке, имеют традиционно квоты на этот вид рыболовства, или теперь это будет режим.

В среднем до района промысла, где ловится треска, где-то сутки ходу, тем более что 12-милльная зона у нас закрыта. Максимальный срок хранения 12 дней, значит, с условием переходов, с условием заходов обратно потом в порт, выгрузки, оформления выхода и снова пробежки к очередному району промысла, ну, это в среднем где-то будет 5 суток. Плюс 5 суток ещё надо ловить. 2 дня остается на реализацию этой рыбы.

Экономика, конечно, очень жесткая и, прямо скажу, низкорентабельная. Вот эти ящики со льдом возить туда-сюда для, по крайней мере, предприятий кроме Мурманской области, для всех остальных субъектов, это будет совершенно неприемлемо. Сегодня эти предприятия возят и мороженую рыбу на внутренний рынок.

Учитывая, что у нас с 1 января 2018 года будет введена электронная ветеринарная сертификация или через полгода, может быть, её введут, не факт, это неважно, проследить рыбу прибрежного рыболовства будет технически, технологически, административно вполне возможно, и никуда она на экспорт не уйдёт.

Какие выводы могут последовать, учитывая возможности законодательства о рыболовстве, со стороны крупных прибрежных предприятий?

Безусловно, в низкорентабельном рыболовстве никто работать не будет. И крупные прибрежники, они предпочтут всё-таки уйти в морское промышленное или океаническое рыболовство по той самой причине, что мороженая рыба, она, кстати говоря, и на внутреннем рынке стоит дороже, чем свежеохлождённая, потому что её можно хранить долго, и востребована лучше, но на экспорте, вообще говоря, там и возврат НДС и всё такое.

Что мы получим на выходе? Да, действительно, для одного субъекта, Мурманской области, это нормально, это самый ближайший субъект для районного промысла. Но даже сегодня, поверьте мне, улов последних двух суток из тех пяти, они все идут на Москву и на Питер, потому что рынок лучше, и пять или десять рублей за килограмм дают выше, и всё равно эти фуры увозят эту рыбу.

То есть, что мы в итоге можем получить? Уменьшение количества судов, работающих в прибрежке, а это, как минимум, в два раза по Северу, и увеличение экспорта.

Мы слышали на форуме, что это политика сейчас будет активная в поддержке экспорта, увеличения эффективности использования сырья, в том числе филе. Но мне сложно, конечно, судить, я не занимаюсь макроэкономическими исследованиями в Российской Федерации… (Микрофон отключён.)

Pin It on Pinterest