Русская Аквакультура строит схему вывода активов за рубеж?

Покупая заводы в Норвегии.

ПАО «Русская Аквакультура» купила в Норвегии второе предприятие по выращиванию посадочного материала (молоди атлантического лосося и форели) – компании Olden Oppdrettsanlegg AS.

Завод работает с 1995 года. На протяжении многих лет предприятие являлось одним из основных поставщиков «Русской Аквакультуры». У завода есть лицензия на выращивание 2 миллионов экземпляров смолта (мальков) ежегодно.

Летом компания приобрела в Норвегии первый завод по выращиванию молоди Villa Smolt. Руководство «Русской аквакультуры» надеется, что эти приобретения обеспечат «значительную часть потребностей Компании в посадочном материале, что существенно снижает не только операционные, но и биологические риски».

Илья Соснов, Генеральный Директор ПАО «Русская Аквакультура», прокомментировал: «За достаточно короткий период времени мы сделали два важных шага в обеспечении Компании собственным посадочным материалом, что в значительной степени укрепит наши рыночные позиции и снизит операционные и биологические риски. Мы рады приобретению этого высококлассного актива и возможности совместной работы с нашими норвежскими коллегами, с которыми нас связывают многолетние партнёрские отношения».

Высококлассный коллектив норвежских профессионалов планируют сохранить и «развивать данный актив при строгом соблюдении ветеринарных требований и в соответствии с лучшими практиками социальной ответственности». Несоблюдение ветеринарных требований в Норвегии может обернуться значительными штрафами. Но в России «Русская Аквакультура» может игнорировать нормативы, рекомендации и требования без санкций со стороны контролирующих органов.

Покупка производства может быть инвестицией, а может и выводом финансов за рубеж. Раньше рыбоводы покупали мальков атлантического лосося и форели в Норвегии по рыночным ценам. Налоги с этих сделок получал норвежский бюджет.

Теперь компания будет покупать мальков у себя по собственным ценам, а платить опять той же норвежской фирме. Деньги, потраченные россиянами на покупку форели и сёмги в Российских магазинах, в конечном итоге будут опять уходить за рубеж.

Оправдана ли такая сделка?

«Норвегия опережает нас по уровню развития аквакультуры за последние 20 лет. У них больше стада, собственная кормовая база и опытные сотрудники — всего этого нет в России, и компания была бы вынуждена нанимать приглашенных специалистов, импортировать корм и даже мальков. Более того, в России аквакультура наиболее развита в северном регионе, а большинство мест там является труднодоступными, что усложняет и удорожает любую логистику. К тому же, приобретая уже готовое производство, компания открывает себе возможность построить его улучшенные версии впоследствии в России», — считает директором по развитию ТМ «Рыбсеть» Полина Кирова.

Действительно, компания в настоящее время покупает и корма и мальков за рубежом. Но специалисты в России есть. Мурманская область продаёт мальков форели по Северо-Западу России (предприятию более 20 лет). На Кольском полуострове выращивают даже осетров, что не типично для Севера и Норвегии. Первый опыт выращивания гольца был в Мурманской области возможно раньше, чем в Норвегии. И все это делают специалисты, которых нет в России.

«К сожалению, наши специалисты — это не люди, получившие специальное образование, а просто люди с опытом работы на схожих предприятиях. А у норвежцев есть и опыт, и обучение», — комментирует Полина Кирова.

Садки для выращивания товарной рыбы уже расположены в заливах Баренцева моря. Мальков туда доставляют, в основном, из Норвегии по морю. Покупка заводов в Норвегии ничего не меняет в логистике. Мальки юридически останутся норвежскими и будут ехать в Россию из Норвегии.

Дешевле и безопасней привезти на обычном грузовике корм для мальков в Россию, чем вырастить их в Норвегии, доставить на специальном живорыбном морском судне и проходить ветеринарно-санитарный контроль.

«Русская Аквакультура» обещает, что покупка устаревшего предприятия «позволит Компании перенять технологии и многолетний опыт норвежских специалистов для реализации планов по строительству собственного смолтового завода в России».

При этом руководство компании уклоняется от ответа на вопрос, почему российская компания выводит активы за рубеж и приобретает старые предприятия, а не занимается строительством новых современных производственных мощностей на родине, как это было с установкой садковых ферм, оборудованных по последнему слову техники?

Закрепите на Pinterest