Сенатор предложил изменение в Закон о рыболовстве

Отсутствие рыбопромыслового участка не повод для отказа в договоре пользования ВБР.

Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Евгений Алексеев предложил внести в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» следующие изменения:

в статье 19 в части 3.1 слова «предусмотренных статьями 33.3 и 33.4 настоящего Федерального закона» заменить словами «предусмотренных статьями 33.3 или 33.4 настоящего Федерального закона».

Своё предложение он обосновал в пояснительной записке:

«Заключение с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями договоров пользования биоресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, в отношении биоресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации) (далее — договора пользования ВБР) осуществляется на основании:

Конституции Российской Федерации от 12.12.1993;

Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»;

Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;

постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 643 «О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается»;

приказа Минсельхоза России от 07.04.2016 № 134 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по заключению с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается».

Пунктом 7 Правил подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 643 установлены исчерпывающие основания для отказа в заключении договора:

а) отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, а также несоответствие сведений, указанных в заявлении, правилам и ограничениям рыболовства, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) представление не всех документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил;

в) наличие в представленных документах недостоверной, искажённой или неполной информации;

г) совершение заявителем в предшествующем и текущем календарных годах 2 или более нарушений правил рыболовства, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в результате чего был причинён крупный ущерб водным биоресурсам;

д) отсутствие указанных в заявлении водных биоресурсов в перечне, предусмотренном подпунктом «б» пункта 2 настоящих Правил;

е) отсутствие возможности добычи (вылова) водных биоресурсов в объёме и районе добычи (вылова) водных биоресурсов, указанных в заявлении, на основании данных научных исследований;

ж) заявитель не зарегистрирован в соответствующем прибрежном субъекте Российской Федерации в случае, если в заявлении в качестве вида рыболовства указано прибрежное рыболовство.

Таким образом, такое основание как отсутствие рыбопромыслового участка не является основанием для отказа в заключении договора пользования ВБР.

Так, применительно к Северному рыбохозяйственному бассейну, абзацем 11 пункта 14.2. Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утверждённых приказом Минсельхоза России от 30 октября 2014 года № 414, установлено, что при осуществлении рыболовства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается осуществлять добычу (вылов) анадромных видов рыб за пределами рыбопромысловых участков.

Кроме того, еще одним из примеров возможности осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах без договора о предоставлении рыбопромыслового участка является подпункт «б» пункта 46 указанных Правила рыболовства, согласно которому запрещается добыча (вылов) водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения, расположенных на территории Ненецкого автономного округа: в речной системе Печоры с 15 июля по 15 октября, за исключением добычи (вылова) водных биоресурсов на рыбопромысловых участках, предоставленных для промышленного рыболовства, за исключением добычи (вылова) ряпушки с использованием плавных сетей с ячеёй от 18 до 22 мм и добычи (вылова) в курьях реки Печора закидными неводами длиной не более 150 м в период с 15 июля по 31 августа. Т.е. добыча (вылов) ряпушки, а также закидными неводами всех видов водных биоресурсов в курьях реки Печора допускается без предоставления рыбопромыслового участка.

Между тем, Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» содержит ряд противоречий и коллизий в отношении предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям прав на добычу (вылов) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства, являющихся коммерческими видами деятельности, неурегулированность которых приводит к ряду проблем, в том числе в части возложения на таких лиц определённых обязательств, что вызывает социальную напряжённость в субъектах Российской Федерации, снижает доступность водных биологических ресурсов для населения, ставит под угрозу продовольственную безопасность страны.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» промышленное и прибрежное рыболовство должно осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при условии заключения одновременно двух договоров, а именно: в случае, если общий допустимый улов водных биоресурсов устанавливается, рыболовство осуществляется на основании договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов и договора пользования рыбопромысловым участком; в случае, если общий допустимый улов водных биоресурсов не устанавливается, рыболовство осуществляется на основании договора пользования водными биоресурсами и договора пользования рыбопромысловым участком. При этом предусмотренный в законодательстве порядок распределения таких прав для осуществления промышленного и прибрежного видов рыболовства приводит к следующим коллизиям при его применении: приобретение прав на один и тот же вид рыболовства для осуществления добычи одного и того же водного биоресурса осуществляется двумя разными способами; правоотношения, закреплённые в двух договорах, позволяющие осуществлять один и тот же вид рыболовства, имеют разные сроки действия и предоставляют разные объёмы прав, связанные с географическими границами осуществления рыболовства; отсутствие возможности осуществления промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства в случае, если субъектом Российской Федерации не сформированы рыбопромысловые участки; расторжение одного договора позволяет продолжать осуществление деятельности по другому договору. Более того, в настоящее время в рамках действующего законодательства права на добычу (вылов) водных биоресурсов, предоставленные пользователям для осуществления промышленного и прибрежного видов рыболовства, а также условия осуществления этих видов рыболовства являются схожими и отличаются практически только пределами границы 12-мильной зоны вылова, несмотря на то, что изначально прибрежное рыболовство (как самостоятельный вид рыболовства) было выделено из промышленного рыболовства исключительно с целью развития прибрежных регионов и насыщения их добытыми при осуществлении прибрежного рыболовства уловами водных биоресурсов в живом, свежем виде или в виде лёгкой степени их обработки для последующей переработки таких уловов и производства из них рыбной продукции непосредственно на территориях таких прибрежных субъектов. Несмотря на схожесть в настоящее время условий осуществления промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства, лица, осуществляющие прибрежное рыболовство, поставлены в более выгодные условия по сравнению с лицами, которые осуществляют промышленное рыболовство, так как в отношении лиц, осуществляющих прибрежное рыболовство, частью 2 статьи 13 Закона о рыболовстве не предусмотрены и на них не распространены меры по принудительному прекращению права на добычу (вылов) водных биоресурсов в случае неосуществления доставки уловов водных биоресурсов в определённые органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, а также в случае осуществления прекращения в течение календарного года без проведения согласования в установленном порядке на сорок восемь часов и более работы технических средств контроля, устанавливаемых в обязательном порядке в соответствии со статьёй 20 Закона о рыболовстве на осуществляющие прибрежное рыболовство самоходные суда с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти киловатт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн.

Другими словами, отказывая лицам, которые осуществляют промышленное рыболовство в заключении договора пользования ВБР на основании отсутствия договора о предоставлении рыбопромыслового участка ставим данных лиц в неравные условия с лицами, осуществляющими прибрежное рыболовство, то есть, создаем преимущественное положение отдельным субъектам предпринимательской деятельности и ограничиваем конкуренцию.

Заключение договоров исключительно на основании наличия рыбопромыслового участка приведёт к монополизации права добычи (вылова) водных биологических ресурсов крупными компаниями и сокращению числа субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в настоящее время в рыбохозяйственном секторе экономики.

Зная об этой правовой коллизии, законодатель Федеральным законом от 03.07.2016 № 349-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» признал утратившим силу часть 2.1 статьи 33.4 Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», согласно которому для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании договора пользования водными биоресурсами и договора о предоставлении рыбопромыслового участка, за исключением случаев, если осуществление указанных видов рыболовства допускается без предоставления рыбопромыслового участка.

Реализация норм проекта Закона о внесении изменений в Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ ««О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» не приведёт к созданию дополнительных административных барьеров в рыбной отрасли, расширению объёма полномочий и (или) компетенции федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и не потребует дополнительных бюджетных расходов», — предлагает сенатор Евгений Георгиевич Алексеев.

Pin It on Pinterest