Министр Николай Фёдоров не готов обсуждать отставку Андрея Крайнего

FedorovА тема квоты под киль находится в стадии оценки аргументов за и против.

После завершения заседания Правительства РФ Министр сельского хозяйства Николай Фёдоров провёл брифинг для журналистов.

Стенограмма:

Н.Фёдоров: Приветствую всех моих почти коллег! Поскольку вы тоже проявляете интерес к рыбохозяйственному комплексу страны, значит, уже коллеги по этому неформальному признаку. Несколько тезисов, сюжетов, характеризующих ситуацию в связи с обсуждением данного вопроса на заседании Правительства. В отличие от таких тем, как развитие сельского хозяйства, агропромышленного комплекса, рыбохозяйственный комплекс до сих пор в нашей стране не имел государственной программы долгосрочного развития. Была федеральная целевая программа в постперестроечный или реформенный период – это ФЦП по развитию рыбохозяйственного комплекса с 2009 по 2012 год. Соответственно, формально и неформально федеральная целевая программа исчерпала себя и закончилась. Никакой иной программы не стало с начала этого года, поэтому с прошлого года разрабатывалась… Вообще-то, конечно, разрабатывалась с более ранних стадий, но интенсивно с 21 мая прошлого года мы взялись за этот документ вместе с Росрыболовством, коллегами из Правительства и выработали то, что называется государственной программой по развитию рыбохозяйственного комплекса страны с 2013 по 2020 год. Эта программа сегодня не просто в основном одобрена (или какие-то другие формулировки), а принята, утверждена. Звучит формулировка «принять государственную программу развития рыбохозяйственного комплекса с 2013 по 2020 годы».

Что было основой? Основой была наша работа — и ФЦП с 2009 по 2012 годы, и практика не всегда удачная. Правда, порой что-то было и интересное. Я приведу такую странную цифру, которую я сегодня цитировал, показывал на заседании Правительства: из 14,3 млрд рублей, выделенных из федерального бюджета на реализацию рыбохозяйственной ФЦП, освоено было всего 3 млрд рублей с 2009 по 2012 годы. Это непростой момент для комментариев, потому что после начала реализации через достаточно короткое время разработчики уже представили, что они не могут освоить эту сумму и добровольно отказались. Потом было много проектов, которые не реализованы, – достаточно крупные проекты по строительству судов научно-исследовательского характера прежде всего, причальных стенок, береговой инфраструктуры на миллиарды рублей. Не было освоено то, что были готовы поддержать эти суммы из федерального бюджета.

Но в то же время показатели развития рыбохозяйственного комплекса, если говорить о содержательных моментах, неплохие: рост объёма добычи водных биоресурсов (вы знаете, кто интересуется) достаточно высокий. Он в 2011 году достиг самых больших показателей, в 2012 году практически сохранился на уровне 2011 года. У нас есть годы рыбные и нерыбные, чётные и нечётные, специалисты это знают. В 2012 году нам удалось сохранить уровень 2011 года и по объёмам добычи водных биоресурсов, и по произведённой рыбной продукции. Оборот рыбохозяйственных организаций в 2012 году вообще увеличился на 8%, несмотря на то, что плохо осваивалась программа. Сальдированный финансовый результат организации рыбной отрасли также вырос на 1,8% по сравнению с 2011 годом. И по темпам роста оборот розничной торговли рыбой и морепродуктами превысил показатели 2011 года на 10%. Сегодня мы представили программу, которая на уровне базового сценария стоит примерно 90 млрд рублей. Если вы из тех, кто любит точные цифры, наверняка такие люди здесь собрались, могу сказать, что в рамках уже бюджетных ограничений с учётом трёхлетнего бюджета, который утверждён,  у нас доведённый лимит по госпрограмме до 2020 года  – 88 млрд 910 млн рублей. Но при этом мы согласовали с Минфином дополнительную потребность в 44,7 млрд рублей, и в течение этого года мы должны представить в рамках легализованной госпрограммы федеральную целевую программу на объекты и мероприятия по реализации госпрограммы дополнительно конкретный перечень проектов и мероприятий по всей стране. В основном это 62 региона, которые живо заинтересованы, в том числе через софинансирование субъектов Федерации, чего не было до сих пор. Сегодня дан перечень объектов этой госпрограммы, он формально набирает ещё 50,6 млрд рублей, но этот документ является проектом документа, то есть федеральную целевую программу с перечнем объектов по всей стране ещё надо согласовать и утвердить в Правительстве, поэтому вопрос этот в некотором смысле отложенный. Что этот институт нужен – федеральная целевая программа, — в целом это получило одобрение, но вопрос отложенный, и по технологии работы в течение 2–3 месяцев мы должны его согласовать с коллегами.

Что новое? Я упомянул коротко: с учётом опыта реализации госпрограммы по сельскому хозяйству мы вышли с регионами на принципы софинансирования исполнения государственной программы. Без этого реализовывать госпрограмму вообще неправильно, неэффективно, нужны взаимные обязательства, дисциплина. Конечно, участие субъектов Федерации в развитии рыбной промышленности необходимо вообще по закону, потому что развитие рыбной промышленности и всей инфраструктуры, переработки и так далее (это торговля, логистика) по действующему законодательству, в том числе Федеральному закону «О торговле» – это компетенция субъектов Федерации. А во-вторых, если не будет такого механизма, как соглашение, нам сложно проконтролировать, насколько эффективно (в регионах же всё это происходит) реализуются государственные программы, поэтому у нас есть подтверждённые документы от администраций 62 субъектов Федерации, что они хотят участвовать своим софинансированием в реализации конкретных проектов и объектов, которые у них есть, гарантируют нам из своих бюджетов, вот эти 62 региона, выделить 14 млрд 240 млн рублей и привлечь ещё 27 млрд 560 млн рублей внебюджетных источников от рыбной промышленности, представителей рыбной промышленности. И в эти 62 региона, в их перечень, включаются в том числе 12 прибрежных регионов, я имею в виду наши прибрежные морские регионы. Вот несколько сюжетов из этой программы. Дальше, наверное, будет лучше, если вы будете задать вопросы.

Вопрос: В связи с рыбой. Не собирается ли Минсельхоз вносить представление в Правительство об отставке Крайнего (А.Крайний – руководитель Федерального агентства по рыболовству) в связи с возбуждением уголовного дела?

Н.Фёдоров: Это не имеет отношения к государственной программе вообще никакого.

Вопрос: Но некоторое отношение к государству имеет.

Н.Фёдоров: Конечно, мы будем с учётом тех моментов, в том числе и моей неудовлетворённости как министра, отвечающего и за рыбохозяйственный комплекс теперь… Я привёл цифры, что ФЦП дала результаты, но освоение вместо 13 млрд – 3 млрд. Я сказал, что уже привёл примеры. Я хочу это всё устранить, в том числе и через такой механизм, как совместная ответственность федерального центра и субъектов Федерации. И мы это реализуем. Я смотрю на свои амбиции абсолютно реалистично, что сможем осуществить, исходя из своего опыта и бесед с губернаторами. Соответственно, я буду оздоравливать ситуацию и в содержательном плане, и, если понадобится, и в кадровом аспекте.

Вопрос: Если по самой программе: целевые показатели, что вы планируете достигнуть к 2020 году?

Н.Фёдоров: Я сейчас даже вам процитирую, если вы не против. Объём добычи водных биоресурсов: если в 2011–2012 годах было примерно чуть более 4 млн т, то мы планируем 6 млн 156 тыс. Объём производства продукции аквакультуры (я беру 2011–2012 годы, это примерно одинаково) – 140 тыс., планируем – 410 тыс. т. Если производство рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных было 3 млн 455 тыс., то планируем выйти к 2020 году на 5 млн 255 тыс. Степень переработки водных биоресурсов за счёт внедрения безотходных технологий – на сегодня примерно 30%, то к 2020 году – 80%. Доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке: если сейчас – 77–78%, то намерены выйти на 85%. И среднедушевое потребление рыбы и рыбной продукции населением нашим: если сегодня 21,5 кг, намерены выйти на 28 кг.

Вопрос: Тоже в продолжение по судам: сколько планируется построить?

Н.Фёдоров: Это предмет федеральной целевой программы. Мы как государственная власть отвечаем прежде всего, понятно, за научно-исследовательские суда. По ФЦП их планировалось с 2009 по 2012 год семь, но построили, вы знаете, одно с половиной, немножко не достроили даже. В общем, там проблемы, суды идут там серьёзные, криминальные, и неприятно для меня, как и для любого, наверное, министра…

Сейчас будет в течение 2–3 месяцев у нас обсуждаться, дискутироваться с коллегами, в том числе с Минпромторгом, который отвечает за судостроение, тут тоже дискуссия идёт. Сами рыбаки не очень верят в способность и потенциал отечественной судостроительной промышленности, вы об этом слышали. Понятно, что мы как лоббисты… Прежде всего мой коллега Мантуров Денис убеждён, доказывает, что мы можем справиться с этим делом, поэтому в процессе сейчас дискуссии… Нам же всё-таки нужно определить, сколько мы на отечественных судостроительных верфях можем сделать. Вопрос находится в стадии жарких дискуссий и споров между судостроителями, рыбаками – и мы как лоббисты и посредники с разных сторон.

Вопрос: Николай Васильевич, скажите, пожалуйста, продолжая тему судостроения, квоты «под киль»… Это один из тех вопросов, которые сейчас очень сильно волнуют рыбаков: всё-таки быть квотам «под киль» или не быть квотам «под киль»? Это будет решено исходя из чего? Из того, что вы сейчас решите по судостроению?

Н.Фёдоров: Вопрос на самом деле, искренне говорю, сложный и весьма дискуссионный в силу тех причин, о которых я говорил. Плюс ещё и другие есть причины, связанные с тем, что до конца даже у меня как у федерального министра ещё нет абсолютно объективной картины, какова ситуация с точки зрения потенциалов судостроительной промышленности России, какие потребности у наших рыбаков, у промысловиков, реального обновления флота. Плюс ещё есть такие данные, которые тоже предстоит нам тщательно оценить, что сами наши суда, рыболовецкий флот, физически не такие изношенные по возрасту, физически, как подают некоторые стороны, которые настаивают на том, что нужно радикально обновить и что новые суда нужны. Есть эксперты, которые достаточно убедительно приводят аргументы о том, что нам необходима модернизация, технологическая модернизация существующих судов, потому что физически наш флот даже посвежее и помоложе, чем флот Соединённых Штатов Америки или ряда других достаточно мощных морских держав. Но мы очень сильно отстали в начинке, оснащении. Это выглядит более чем правдоподобно, потому что в последние 20 лет, если японцы, корейцы, американцы шли в ногу со временем по созданию современных навигационных систем, модернизации, мы этим мало занимались, мягко говоря, поэтому ваш вопрос достаточно сложный, дискуссионный. Мы находимся в стадии дополнительного рассмотрения, оценки аргументов за и против по поводу темы квоты под киль. Я сейчас, хотя и федеральный министр, не могу, как некоторые депутаты Госдумы любят говорить, однозначно высказаться, пока не могу однозначно, поэтому обещаю, что в течение нескольких месяцев мы выработаем объективную и эффективную модель, эффективный подход к этой теме.

Источник: Пресс-служба Правительства РФ

Pin It on Pinterest