От рыболовства к национализму

Чиновники Росрыболовства предлагают ввести в многонациональной Российской федерации реестры КМНС (коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока).

13 марта 2017 года в Комитете по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной Думы прошло заседание «круглого стола» на тему «Совершенствования федерального законодательства о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Участники обсудили вопросы правового регулирования традиционного рыболовства и внесения изменений в закон об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов России.

Одним из главных принципов российского закона «О рыболовстве» является «учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения».

Нарушая этот принцип закона, чиновники делят граждан России, чья жизнь зависит от традиционных промыслов, по национальным признакам. Например, поморы с многовековыми традициями рыболовства терпят дискриминацию.

В ходе дискуссии заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов отметил, что «отраслевым законодательством для представителей КМНС и общин предусмотрен приоритетный доступ к водным биоресурсам для обеспечения их традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности».

Не малочисленным народам Севера, для которых рыболовство является основой существования, в приоритетном доступе к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения чиновники отказывают.

«Граждане, живущие в отдаленных районах, на которых и направлены эти преференции, сталкиваются со сложностями подачи заявок и зачастую не могут реализовать свое право, в то время как ряд предпринимателей, пользуясь пробелами в законодательстве получают доступ к ресурсу», — не скрывают дискриминацию в Росрыболовстве.

Поделив традиционных рыбаков по национальным признакам и практически уничтожив экономически самостоятельный класс населения постепенно начинают борьбу и с малочисленными народами.

Как отмечают в Росрыболовстве, в законе сейчас нет установленного порядка отнесения лиц к коренным малочисленным народам и не закреплено понятие традиционного образа жизни, а в перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов отнесено рыболовство и реализация водных биологических ресурсов.

Из-за пробелов в регулировании каждый год растет число желающих получить право добычу по льготным условиям: только в Камчатском крае число общин в последнее время выросло почти в десять раз, в ряде случаев инициаторами создания общин являются лица, не имеющие никакого отношения к коренным малочисленным народам.

«Увеличение объемов добычи, выделяемых КМНС, приводит к соответствующему снижению объемов, выделяемых для осуществления других видов рыболовства. Это не может не сказываться на социально-экономическом развитии регионов», – защищает чьи-то интересы Василий Соколов.

В Дальневосточных субъектах Российской Федерации на 2016 год 262 общины коренных малочисленных народов подали 564 заявки на объем водных биологических ресурсов суммарно превышающий 100 тысяч тонн, в 2017 году уже 388 общин коренных малочисленных народов подали 559 заявок на объем водных биологических ресурсов суммарно превышающий 200 тысяч тонн.

Помимо этого, в 2017 году заявки подали 39 тыс. физических лиц на вылов более 22 тыс. тонн водных биоресурсов. По некоторым видам водных биоресурсов, объем заявленный для осуществления традиционного рыболовства превысил возможный объем добычи.

Суммарный вылов российских рыбаков в 2016 году составил 4,76 млн тонн. Росрыболовство радостно рапортует о наращивании объемов вылова, но выражает недовольство активностью малочисленных народов.

Василий Соколов подчеркнул, что для изменения ситуации необходимо перейти на адресное закрепление права пользования водными биоресурсами для осуществления традиционного рыболовства. Для этого предлагается уйти от заявительного принципа, создать реестр КМНС при каждом субъекте, и передать полномочия по регулированию этого вида рыболовства на уровень субъектов Российской Федерации.

Pin It on Pinterest