Федеральная программа мониторинга качества продукции – забота о потребителе или повод для повышения цен?
На прошедшем в Москве международном форуме «Антиконтрафакт – 2012» с предложением разработать федеральную программу мониторинга качества продукции, в которой принимали бы активное участие представители обществ защиты прав потребителей (ОЗПП), выступила некоммерческая организация «Рыбный Союз».
Форум «Антиконтрафакт-2012» был посвящен формированию общественных отношений между надзорными органами и потребителями в сфере защиты прав потребителей. Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко призвал участников встречи поддерживать и защищать интересы покупателей. «Пока мы не просветим потребителя, мы не сможем построить цивилизованный рынок», — подчеркнул он.
«Важной составляющей этой работы является разработка совместных образовательных программ для товароведов торговых сетей, специалистов предприятий пищевой промышленности и сотрудников ОЗПП для выработки единой методологии и последующего анализа федеральной программы мониторинга качества продукции», — считает Сергей Гудков, исполнительный директор «Рыбного союза», который был создан в 2008 году как объединение производственных и перерабатывающих предприятий в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры.
По его мнению, за счёт пропаганды здорового питания и запуска государственных социальных программ реализация данной идеи позволит увеличить потребление рыбы примерно на пятнадцать процентов, а также решить ряд других задач. Данная инициатива вернет доверие потребителей к рыбной продукции. «Рыбный Союз» детализировал ранее выдвигавшееся предложение о необходимости создания частно-государственного партнерства по пропаганде здорового питания и потребления качественной продукции, которое нашло отражение в резолюции форума.
«В принципе это разумный подход, — комментирует инициативу союза переработчиков и продавцов рыбопродукции генеральный директор Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб. — Должна быть федеральная программа, должна быть качественная рыбопродукция. Это естественно, и мы это поддерживаем. С другой стороны, как эта программа будет звучать, какие будут позиции, будут ли какие-то доминанты? Или компании, которые получат преимущество?»
Не так давно широко обсуждалась проблема содержания глазури в рыбопродукции. Эта тонкая корочка льда необходима для сохранения качества морепродуктов. Но дельцы стали без меры намораживать воду, и покупателям приходилось приобретать ее вместе с рыбой. Ситуацию чиновники решили выправить и ввели ограничение на содержание глазури. Но почему-то на креветку эти изменения не распространились. Даже визуально можно в магазине определить, что каждая креветка находится в ледовом панцире, превышающем ее размеры практически вдвое.
«Сегодня количество глазури, то есть намороженной воды, в креветке превышает норму количества глазури в рыбе», — отмечает Михаил Зуб.
Почему-то чиновники дали добро продавать ее с большим количеством льда. Возникает вопрос, почему креветку выделили из другой рыбопродукции? Возможно, чьи-то интересы были предусмотрены, когда принималось решение, что люди не должны покупать в магазине воду по цене рыбопродукции.
«Поэтому, если это будет какой-то односторонний мониторинг, чтобы убрать конкурентов, это одна ситуация. Если это делается для прозрачности, то вся ситуация должна быть четко и ясно прописана. По форме предложения мы полностью согласны, а по сути надо еще вникать, — подчеркивает Михаил Зуб. — Идея хорошая, но во что она выльется?»
На сайте «Рыбного союза» говорится, что эта организация «в тесном сотрудничестве с промысловыми, логистическими и торговыми компаниями разрабатывает концепцию развития рыбоперерабатывающей отрасли». Одним из основных элементов которой является формирование национальной системы добровольной сертификации продукции из водных биоресурсов.
Один из рыбопромышленников Севера директор рыбодобывающей компании Юрий Задворный также считает, что покупатели должны иметь возможность приобретать качественную и безопасную продукцию.
«Все что связано с качеством рыбопродукции мы поддерживаем. Но что такое «Рыбный союз» и кого он объединяет? Я не знаю. Рыбаков, насколько мне известно, крупных там нет. Поэтому если он объединяет торговцев рыбой, то ради бога. Пусть продают населению хорошую качественную продукцию. А на промысле у нас все и так давно сертифицировано. Мы сейчас предъявили всю необходимую информацию для сертификации по международной системе Морского попечительского совета MCI. Выше уже требований нет», — говорит Юрий Задворный.
Если российские рыбаки ловят в море и поставляют на берег качественную продукцию, то, видимо, и предъявлять какие-то новые требования уже нет смысла.
В числе участников «Рыбного Союза» такие предприятия как «Агама», «Балтийский берег», «Меридиан», «Нептун», «РОК-1», «РокФор», «Санта-Бремор», «Себастес», «Русское море» и другие. Их продукцию можно встретить во всех крупных и не очень торговых сетях.
Контроль качества и безопасности рыбопродукции осуществляют Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. На каждой упаковке имеется значок, а то и два, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Эксперты Ростеста считают, что «стандарт служит доказательной базой безопасности и качества, и многие потребители без долгих раздумий отдают предпочтение той продукции, которая изготовлена по стандарту. Такая продукция вызывает большее и обоснованное доверие».
Поможет ли дополнительная федеральная программа мониторинга качества продукции, которая, скорее всего, приведет просто к повышению цен, производителям выпускать действительно безопасную и вкусную рыбопродукцию? Похоже, они уже и сами не верят, что продают населению действительно стоящий товар.